Подготовительная группа №2

«Учимся решать арифметические задачи»

В подготовительной группе, осваивая деятельность вычисления, дети научаются решать арифметические задачи. (А. З.)

К концу года дети должны уметь составлять задачи, различать в них условие и вопрос, выделять числовые данные, устанавливать количественные отношения между ними, правильно выбирать и формулировать арифметическое действие и, пользуясь приемами вычисления, находить результат действия и давать полный ответ на вопрос задачи.

Как мы можем помочь ребенку дома?

Упражняя детей в решении АЗ, начать с разыгрывания ситуации представленных в задаче, так как процесс решения разворачивается перед их глазами, а ответ наглядно представлен. Для этого можно использовать два варианта ситуаций: на основе жизни и деятельности детей дома, и на основе игровых и сказочных ситуаций. Например, дети по просьбе взрослого «покупают» овощи или фрукты в «магазине» и складывают покупки в прозрачные сумки, чтобы результат был сразу виден ребенку («покупателю») и затем решают задачу. Предлагаем детям объёмные игрушки, гладкие, красивые камешки, еловые и сосновые шишки, желуди, орехи, предметы окружающей обстановки-все это привлекательный материал, не ограничивайтесь одними палочками и квадратиками. Весь этот объемный материал будет поддерживать интерес ребенка к проводимым занятиям дома.

На первых порах используется прием подражания. (Вы действуете с материалом и сопровождаете свои действия речью. Ребенок повторяет.)

Например: На объемных пособиях производится действие: «Положи перед собой кубик, прибавь к нему еще один кубик. Сколько всего кубиков стало?» (два).

Составляем задачу: «Был у нас один кубик. Мы прибавили еще один кубик». Спрашиваем: «Сколько всего кубиков у нас получилось? Значит, к 1 кубику прибавили 1 кубик, всего получилось 2 кубика. Повтори».

Такую же задачу составляем на другой наглядности.

Затем включаются действия по образцу. Образец при необходимости дается поэтапно, речевая инструкция включается в ситуацию прямого и косвенного руководства игрой. От степени точности действия взрослого в этой ситуации зависит правильность обучения, так как дети практически «копируют» то, что и как он делает. «Сказочные» ситуации разыгрываются на материале сюжетов из жизни домашних и диких животных. В этих ситуациях решение задачи – драматизации сопровождается перевоплощением ребенка в различные образы, в соответствии с текстом задачи. «Пошла Машенька за грибами. Под елкой нашла три гриба, под берёзой один. Сколько грибов нашла Маша?»

«Два медведя сидят за столом, маленький медвежонок карабкается на свой стульчик. Сколько всего мишек будет сидеть за столом?» Ребенок, играя, решает задачу, закрепляет смысл арифметического действия.

Вместе с ребенком составляем задачи, просчитывая по одному, а потом предложить самому ребенку выбрать наглядность и самостоятельно составить задачу.

Потом можно приступать к составлению и решению задач на вычитание.

Первые задачи на «вычитание», как и на «сложение», проводить нужно на объемных наглядных пособиях: «Положите перед собой два кубика, отдай мне один. Сколько кубиков у тебя осталось?» Составим задачу: «У тебя было сколько кубиков? Сколько кубиков ты мне отдал? Что спрашивается? Посмотри, как я запишу эту задачу». Обратите внимание на знак «-»: «отдал, отнял один кубик от своих двух кубиков и остался у тебя один кубик, меньше, чем было». Ребенок вместе со взрослыми решает ряд задач на вычитание об игрушках, о предметах окружающей обстановки, и каждый раз нужно обращать внимание на знак «-», на остаток, который всегда меньше целого (того, что было).

Предлагаем детям решать задачи последовательно на сложение и вычитание на одном и том же игровом и бытовом материале. Это предупреждает формирование стереотипов решение задач только одним конкретным арифметическим действием. Предлагая ребенку решить задачу – драматизацию на сложение, мы на этом же наглядном материале решаем задачу на вычитание и наоборот.

Когда у ребенка достаточно сформировано умение составлять задачи на сложение и вычитание по предложенной наглядности, то он постепенно научится понимать и решать задачи, не видя предмета, а только представляя его в воображении.

Возникает необходимость показать ребенку отличие задачи от загадки. Подобрать загадки, в которых указаны числа: «Один говорит, двое глядят, двое слушают» (рот, глаза, уши). Выяснить, что в загадке надо догадаться, о каком предмете говориться, а в задаче хотят узнать о количестве, сколько получится или останется предметов. Можно предложить детям преобразовать загадку в задачу, предварительно провести анализ текста по плану: «Если здесь числа? Сколько здесь чисел? Если здесь вопрос?». При усвоении структуры задачи, выделяем условие и вопрос (особое значение числовым данным). Важно привлечь внимание детей к количественным отношениям между числовыми данными задачи. Побуждая детей устанавливать связи и отношения между числами, учить предвосхищать результат и формулировать арифметическое действие: сложение и вычитание. Учим детей отвечать на вопросы: «Что надо сделать, чтобы решить задачу? Как ты решил задачу?».

Разбор задачи лучше осуществлять по определенной схеме.

Примерные вопросы:

«О чем говорится в задаче? Что говорится? Сколько? (Выделяют числовые данные задачи, устанавливают отношения между ними) Что мы знаем (что известно?Что мы не знаем (неизвестно? Что нужно сделать, чтобы решить задачу? Больше или меньше стало предметов? Так что же нужно сделать, чтобы решить задачу?»

Целесообразно приучать детей пользоваться терминами «прибавить», «сложить», «вычесть», «получиться», «равняется».

В задачах на нахождение остатка вопросы отличаются постоянством: сколько осталось? В вопросе задачи на сложение должны точно отражаться действия, описанные в условии задачи или вытекающие из него: «сколько подарили?», «сколько положили?», «сколько гуляет?» и т. п.

Необходимо помочь детям усвоить структуру задачи: т. е. различать условие (о чем говорится) и вопрос (о чем спрашивается); понимать, что в условии должно быть не менее двух чисел, а вопрос всегда о количестве предметов. При этом полезно сравнить ее и с рассказом: «Мама дала Тане несколько карандашей, и сестра поделилась своими карандашами. Что я рассказала? Есть ли здесь числа? Если ли здесь вопрос? Мама дала Тане 6 карандашей, и сестра ещё 1 карандаш. Сколько всего Тане дали карандашей? Что это? Как ты догадался, что задача? Чем отличается она от рассказа?»

Дальнейшему развитию самостоятельности в установлении количественных отношений помогут задачи-иллюстрации. Задачи – иллюстрации более

сложные для понимания детей, поскольку их содержание раскрывается не в действенной, а в образной форме. При их анализе придерживайтесь определенного плана: «Что здесь нарисовано?» Сколько? Что изменилось? Больше или меньше станет?

Очень полезны задачи на сложение и вычитание с использованием рисования.

Например: показать ребенку картинку с изображением яблока. «Составь задачу о яблоках к решению 2-1». «У тебя 2 яблока, поделись с кем-нибудь, отдай маме или папе.»

Скажи всю задачу: «У меня два яблока. Одно яблоко я отдал дедушке. Сколько яблок у меня осталось?» - Нарисуй 2 яблока. Как показать на рисунке, что ты одно яблоко отдал? Зачеркни одно яблоко, а под рисунком запиши решение.

Когда взрослый предлагает ребенку составить задачу самостоятельно, то ребенка нередко затрудняет тематика задач. Выбор темы облегчают предметные картинки. Можно использовать картинки из любой книги. На страницах книг он видит цветы, игрушки, овощи. Про все эти предметы можно составить задачи, зарисовать и записать решение.

Более сложным для детей является составление и решение АЗ по схемам.

Женя поставил в гараж 3 машинки. Саша ещё 1. Почему стрелки сходятся вместе? (Все машины в одном гараже.) Что на схеме обозначает гараж? (Знак вопроса). Какой вопрос следует в задаче? (Сколько всего машин в гараже)

Аналогично по схеме на «вычитание».

Материал подготовила Молчанова И. А.


Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию упражнения по обучению грамоте.

Содержание: проговорить слова, выделяя голосом звук А, затем определить — в начале слова или в конце слышится этот звук и показать соответствующую схему. (Взрослый контролирует осознанность выбора ребёнком позиции звука).

Август, альбом, стена, крыша, река, кошка, абрикос, адрес, апрель, арбуз, вышла, труба, бочка, Айболит, аист, дочка, кочка, мышка, астры, крышка, печка, рыба.

В заключении упражнения ребенку предлагается самостоятельно назвать по 5 слов со звуком А в начале и в конце.

Содержание: определить позицию звука И (начало, конец) в каждом слове, показать соответствующую схему.

Игорь, игра, проходи, изюм, изгородь, имя, искры, девочки, коньки, отойди, инструмент, индюшка, индеец, Иван, маки, скамейки, хомяки, иголка, очки, уходи, ишак, иволга, круги.

Материал подготовила Алиметова Э.У.


 «Развиваем речь, играя»

          «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». (Сухомлинский).

           Современные условия жизни таковы, что часто дети могут играть только в детском саду, дома на игру просто не остается времени - родители поставлены в довольно жесткие условия. Они стараются дать детям как можно больше знаний, помочь получить достойное образование. И как сложно вашим детям, ведь они - ваша надежда и гордость! Они должны получить очень хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. Но нельзя изменить ребенка: он хочет играть с другими детьми и радоваться этому. Он не знает классификации игр, но ему важно, чтобы вы поиграли вместе с ним, дали возможность пообщаться с товарищами, помогли в игре приобрести новых друзей и испытать очень важное чувство - чувство локтя, чувство коллективизма.

           Ребёнку хочется почувствовать себя сильным, умным, смелым, строить, действовать, творить, видеть во взрослом не покровителя, а товарища.

          Часто взрослые сами не умеют играть, не знают, как организовать игры ребенка дома, какие игры лучше всего предложить ребенку в соответствии с его возрастом и психическими особенностями.

"Похожие слова"

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Приятель - друг - враг;

Грусть - радость - печаль;

Еда - очистки - пища;

Труд - завод - работа;

Танец - пляска - песня;

Бежать - мчаться - идти;

Думать - хотеть - размышлять;

Шагать - сидеть - ступать;

Слушать - глядеть - смотреть;

Трусливый - тихий - пугливый;

Старый - мудрый - умный;

Бестолковый - маленький - глупый;

Смешной - большой - огромный.

"Два приятеля"

Цель: развитие словаря синонимов.

Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный - (маленький), смелый - (храбрый), прекрасный - (красивый) и т.д.

"Семейная олимпиада"

Цель: уточнение связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

"Два брата"

Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.

Для этой игры понадобятся картинки двух разных человечков.

Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях.

Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища.

Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.

Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище.

"Назови ласково"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:

Цветок красный, а цветочек красненький.

Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.

Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).

Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).

Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).

Ведро синее, а ведерко … (синенькое).

Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).

Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).

Дом низкий, а домик … (низенький).

Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

"Магазин посуды"

Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.

Для этой игры лучше использовать настоящую посуду.

Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа - супница. Посуда для салата - салатница; посуда для хлеба - хлебница; посуда для молока - молочник; посуда для масла - маслёнка; посуда для конфет - конфетница; посуда для сухарей - сухарница; посуда для соли - солонка; посуда для сахара - сахарница.

После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

"Найди по цвету"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.

Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:

Красное - яблоко, кресло, платье.

Желтая - репа, краска, сумка.

Синий - василек, баклажан, карандаш.

"Выбери правильное слово"

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

"Найди картинку"

Цель: развитие анализа и синтеза.

Цель: развитие анализа и синтеза.

Вам понадобятся картинки с изображением различных видов транспорта.

Посмотри на картинки и назови ту, о которой можно рассказать, используя слова:

аэропорт, небо, пилот, стюардесса, крылья, иллюминатор;

рельсы, купе, вокзал, вагон, проводник, перрон;

причал, море, капитан, палуба, моряк, берег;

шоссе, кондуктор, водитель, остановка;

эскалатор, турникет, платформа, поезд, станция, машинист.

"Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов.

Для этой игры вам понадобится мяч.

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ

ДЕНЬ … НОЧЬ

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО … ЛЕГКО

БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ 

Материал подготовила Молчанова И. А.



Знакомство ребенка со временем.

Как известно, дети дошкольного возраста, в силу особенностей мышления (оно у дошкольников наглядно-образное), с трудом оперируют абстрактными понятиями. Время относится именно к этой категории — его нельзя увидеть или потрогать, тем не менее все мы ощущаем его ход.

Как научить дошкольника определять время?

И возможно ли это?

Даже маленькому ребенку необходимо самостоятельно учиться планировать свое время и ориентироваться в нем. Тем не менее, и для 6-7 летнего ребенка очень сложно научиться определять время по стрелкам часов. У маленьких детей восприятие времени очень субъективно, впрочем, и взрослым известен этот момент — когда мы заняты интересным и приятным занятием (для ребенка это, конечно же, игра или интересная прогулка), время ускоряется, проходит быстро — малышу может казаться, что он только начал играть, вошел во вкус, а на самом деле прошло уже несколько часов. Если же ребенок ждет, когда его заберут из детского сада или занят неинтересным для себя занятием, и 10 минут могут показаться несколькими часами.

С чего начать обучение ребенка определению времени?

Последовательность событий

Совсем не обязательно и даже не нужно объяснять ребенку, где на часах какая стрелка и что она означает. Начинать обучение ребенка определению времени следует с самого простого и понятного дошкольнику — с последовательности событий, что легко сделать в процессе игр и повседневных занятий. Ребенок видит что за днем наступает вечер, потом ночь (надо ложиться спать), утром вставать и идти в детский сад, за утром следует день.

Так у ребенка формируется первичное представление о времени, как о некой последовательности событий. Для закрепления этого представления, обращайте внимание малыша на любую последовательность событий, например в сказках - сначала мама испекла пирожки, потом отправила Красную шапочку к бабушке, потом Красная шапочка повстречала Серого волка.

Знакомство с прошлым, настоящим и будущим

Следующий шаг в ознакомлении ребенка со времени - понятия прошлого, настоящего и будущего. Опять же, необходимо использовать повседневные занятия и игры, сопровождая их беседами и примерами. Например, сейчас вы гуляете, на улице светло, день — это настоящее. Вечером в гости приедет бабушка — это будущее. Спросите ребенка, что наступит, когда зима закончится. Рассматривая семейный фотоальбом, покажите ребенку, каким маленьким он был раньше — это прошлое. Какими раньше были папа, мама, бабушка, дедушка — это тоже прошлое. Планируя что-либо совместно с ребенком (летний отдых, поход в театр, в гости), обращайте его внимание, что это будет в будущем. Вчера вы ходили в цирк — это прошлое.

Определяем времена года

Важно не только рассказать ребенку, сколько в году сезонов и месяцев, но объяснить на наглядных примерах, что меняется в природе весной, летом, осенью, зимой. Также обратите внимание, что люди зимой и летом по-разному одеты. Загадайте малышу загадки - «зимой белый, летом серый» и т. д.

Учим ребенка определять время по часам

Когда малыш понял, что такое временная последовательность событий, что события и явления растянуты в прошлом-настоящем-будущем, что существует сезонная смена времен года, можно начинать знакомство ребенка с часами.

Лучше всего для этого подойдут большие игрушечные часы с легко двигающимися стрелками и четкими большими цифрами. Для начала расскажите ребенку, что на часах две стрелки короткая (часовая) — она движется медленно, и длинная (минутная) — она проходит путь по циферблату гораздо быстрее. Познакомьте ребенка сначала с часовой стрелкой. Можно нарисовать плакат, на котором будут нарисованы большие часы с обозначением определенного часа и события из жизни ребенка, которое этому событию соответствует. Например, в 8 часов ребенок встает - на картинке изобразите часы со стрелкой на 8 часах и изображением утреннего подъема. Для начала достаточно будет 4 — 5 событий, повторяющихся каждый день в одно и то же время. Для начала их можно определять как «до обеда», «после тихого часа», «после ужина», постепенно привязывая событие к положению стрелки на часах. Когда ребенок освоится с часовой стрелкой, можно начинать знакомство с минутной — на нашем плакате добавятся события (опять же повторяющиеся каждый день в определенное время) и изображения часов как с часовой, так и с минутной стрелкой. Не забывайте спрашивать ребенка, во сколько он идет в детский сад, во сколько ложится спать и т. д.

Материал подготовила Молчанова И. А.


Уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию задания для закрепления и коррекции речевого развития детей.

Лексическая тема: Защитники Отечества.

Общее задание

1. Что делают:

Летчик - …, вертолетчик - …, танкист - …, парашютист - …, подводник - …,

снайпер - …, сапер - …, пограничник - …

2. Сосчитай до пяти слова: каска, танкист, раненый

Образец. Один танкист, два танкиста, три танкиста, четыре танкиста, пять танкистов.

3. Что (кто) лишнее и почему?

Снайпер, сапер, танкист, артист.

Пистолет, снайпер, винтовка, ружье.

4. Какое слово не подходит?

Воин, воинский, воет, воевать, война.

Граница, заграница, пограничник, граната.

Таня, танк, танкист, танковый.

5. Работа с предложениями.

а) Продолжи предложения.

В армии служит много…. (десантников, солдат, офицеров).

Наши защитники умеют… (воевать, сражаться…).

б) Исправь предложения.

Летчик поднял самолет в воздух и разогнал его по взлетной полосе.

Бомба разорвалась потому, что образовалась воронка.

6. Продолжи рассказ.

Два пограничника с собакой вышли на охрану границы. Было тихо. Вечерело. И вдруг собака…

Индивидуальные задания по автоматизации звуков в речи воспитанников.

1. Продолжайте отрабатывать артикуляционные упражнения, которые рекомендованы вашему ребенку.

2. Развитие фонематического восприятия звуков в словах.

Задание. Звук «сбежал» из слова, внимательно слушай и верни звук в слово:

Звук [Л]

Ми…а, мы…а, ду…а, г…аза, г…адкий, г…адиолус, зак…адка, поп…авок.

Звук [Ш]

Мы…ка, малы…ка, куку…ка, мо…ка, плю…ка, ми…ка, доми…ко, пе…ка.

Звук [Р]

Па…ад, жи…аф, мо…оз, во…она, куку…уза, топо…ы, во…обей, озе…о.

3. Автоматизация в стихах и потешках:

В парке высокая горка стоит.

На горке сердитый Егорка сидит.

Боится Егорка

Съехать с горки.

***

Веник пол подметал,

Веник очень устал.

Он чихнул, он зевнул

И тихонько лег под стул.

***

Наша кошка под окошком

Шутит с мышкой понемножку.

Что-то не до шуток мышке.

Помогу-ка я малышке.

***

Много песен у певицы.

Есть о цапле, о кунице,

Есть о зайце, о кольце,

Об удалом молодце.

Материал подготовила Шалыгина Н.Г., учитель-логопед



«Обучение детей звуковому анализу слов»

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, определение места звука в слове.

Уважаемые родители, помните:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим

глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Предлагаем вам проиграть с ребенком в следующие задания:

  • Игра «Поймай звук» 
  • Игра «Сколько звуков в слове спряталось

(из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).

Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, лыжи и др.).

Выложить схему слова КОТ.

- Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

- Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])

- Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).

- Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])

- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

- Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).

- Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).

- Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).

- Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).

Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).

Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).

- Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи)рекомендуют следующие задания:

- «На что похожа буква?»

- В ряду букв обвести в круг заданную букву.

- Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге,

вылепить из пластилина и т. п.

- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания по тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!


Уважаемые родители! Если вы хотите, чтобы Ваш ребенок был хорошо подготовлен к школе, играйте с ним в логические игры. Важная роль в развитии логического мышления отводится математическим играм. Математика в повседневной домашней жизни вторгается всюду. Важно ненавязчиво, в игровой форме, привлекать внимание ребенка к таким предметам, которые в обычных условиях его не интересуют. Их можно включать в игровое пространство. В игре ребенок начинает незаметно для себя решать учебные задачи. Из многообразия математических игр наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются игры в форме загадок и загадок-шуток, занимательных заданий. В такие игры вы можете играть с ребенком в любое время: утром по дороге в детский сад, в автобусе, дома перед сном, гуляя в парке и в лесу и т.д.

Примеры игр:

«Посчитаем»

  • Утром спросите у ребенка, сколько щеточек стоит  в стаканчике в ванной комнате? Почему? (Нас трое и щеток три.) Какая щетка самая большая?
  • Сели завтракать. Спросите, чего на столе больше, вилок или ложек? Сколько чашек? Положи в каждую чашку по чайной ложке. Чего больше, чего меньше?
  • Пришли в поликлинику. У кабинета врача большая очередь. Чтобы отвлечься от скучного ожидания, можно предложить логические задачки.

1. Дети лепили снежную бабу. После прогулки на батарее сохло 8 мокрых варежек. Сколько было детей?

2. Из дупла выглядывало 6 беличьих хвостиков. Сколько белок в дупле?

3. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка вытянули репку. Сколько глаз увидело репку?

4. Бревно распилили на три части. Сколько сделали распилов?

5. Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе?

«У кого больше…»

… лап - у кошки или попугая?

… хвостов - у собаки или лягушки?

… ушей - у мышки или свинки?

… глаз - у змеи или крокодила?

«Какое число я пропустила?»

Взрослый называет ряд чисел в быстром темпе от 1 до 20, от 7 до 16. Пропускается одно из чисел. Ребенку надо назвать пропущенное.

«Что выше?»

Дом или забор? Слон или крокодил? Стол или стул? Горка или песочница?

Грузовик или легковая машина?

«Кого больше?»

Чего в реке больше - рыбы или окуней?

Кого у вас в группе больше – детей или мальчиков?

Чего на клумбе больше – цветов или тюльпанов?

Кого в зоопарке больше – животных или медведей?

Чего в квартире больше – мебели или стульев?

Меня зовут Леной. У моего родного брата только одна сестра. Как ее зовут?

«Назови число»

Назови число от 3 до 7, от 9 до 12, от 14 до 5. Какое число стоит перед 6? Какое число стоит после 8?

Если к моему числу прибавить 1, то получится 10. Какое число я задумала?

Я к числу 3 прибавила 1 и вычла 1. Сколько стало?

«Домашние игры»

Дома можно между делами вовлекать ребенка в следующие упражнения.

  • Который по счету? НА полке стоят игрушки. Кто стоит первым? Третьим?
  • Кто стоит между вторым и четвертым? Кто второй справа? Кто самый высокий? Кто самый низкий? Если мы их повернем так, чтобы они смотрели в правую сторону, кто теперь будет первым? Пятым?
  • Игра с палочками. Можно играть со счетными палочками, спичками или зубочистками, предварительно отломив у спичек головки с серой

«Игры на состав числа»

Одной из наиболее трудных и значимых тем по математике является состав числа из двух меньших чисел. Можно в игровой форме закреплять знания по этой теме.

  • Упражнение с орешками. Возьмите шесть орешков. Зажмите в одной руке два, а в другой четыре. Варианты задания: 3 и3, 1 и 5. Покажите ребенку, сколько в одной руке орешков, пусть он сам догадается, сколько в другой. Накройте несколько орешков стаканчиком. Сколько видно? Сколько под стаканчиком?

Задания, которые вы даете детям, необходимо усложнять. В ходе выполнения заданий дети овладевают умением на основе обдумывания предполагать решение, проверять его практически, искать новые пути, обосновывать их.

Помните! Что все совместные игры, упражнения, задания не только стимулируют умственные способности вашего ребенка, но и способствуют установлению положительного взаимодействия взрослых и детей друг с другом. Играйте с детьми в математические игры, которые развивают логическое мышление!

Хотелось бы напомнить Вам, уважаемые родители, о необходимости поддерживать инициативу ребенка и находить 10-15 минут ежедневно для совместной игровой деятельности. Необходимо постоянно оценивать успехи ребенка, а при неудачах одобряйте его усилия и стремления. Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если Вы сейчас не настроены на игру, то лучше отложите занятие. Игровое общение должно быть интересным для всех участников игры.


Уважаемые родители!!!

Предлагаем вам рекомендации направленные на укрепление здоровья ребенка.

Как сохранить зрение ребёнка?

Правило 1. Старайтесь, чтобы ребенок больше двигался, бегал, прыгал.

Правило 2. Включите в рацион полезные для глаз продукты: творог, кефир, отварную морскую рыбу, морепродукты, говядину, морковь, капусту, чернику, бруснику, клюкву, петрушку, укроп.

Правило 3. Следите за его осанкой – при «кривой» спине нарушается кровоснабжение головного мозга, которое провоцирует проблемы со зрением. Запомните: расстояние между книгой и глазами должно быть не менее 25-30 см.

Правило 4. Не допускайте, чтобы ребёнок подолгу сидел перед телевизором, а если уж сидит, то только строго напротив не ближе трёх метров.

Правило 5. Не читать лёжа, тем более как можно меньше при искусственном освещении.

Правило 6. Не забывайте, что смотреть телевизор в тёмной комнате нежелательно.

Правило 7. Дошкольник может играть на компьютере не более получаса в день, после 7 лет – 1 час или 2 подхода по 40 минут.

Правило 8. Про игры на сотовом телефоне лучше забыть!

Правило 9. Ежедневно делайте вместе гимнастику для глаз – превратите эту процедуру в увлекательную игру.

Комплекс упражнений для глаз.

Предлагаем специальный комплекс упражнений для глаз, который при регулярном выполнении может стать хорошей тренировкой и профилактикой для сохранения зрения. Упражнения лучше проводить в игровой форме, с любыми игрушками ребёнка, передвигая их вправо-влево, вверх-вниз.

Упражнения выполняются сидя, голова неподвижна, поза удобная, с максимальной амплитудой глаз.

Жмурки. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотрев вдаль, на счёт 1-6. Повторить 5 раз.

Близко – далеко. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счёт 1-4. До усталости глаз доводить нельзя! Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 5 раз.

Лево – право. Не поворачивая головы посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счёт 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счёт 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз.

Диагонали. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счёт 1-6; затем налево вверх, направо – вниз и посмотреть вдаль на счёт 1-6. повторить 4 раза.

Следите за своими глазами. Мир так прекрасен, особенно если мы его видим…

Материал подготовила воспитатель подготовительной группы № 2 Гаврилова Елена Александровна.


Консультация для родителей

«Графический диктант»

Поступление в школу – важный момент в жизни ребенка и его родителей. Чем лучше ребенок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувствовать, тем легче у него пройдет адаптационный период в начальной школе.

Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.

Весь диктант заключается в рисовании коротеньких линий на обычном тетрадном листе в клеточку. После окончания на листочке появляется фигурка. Это может быть птичка, животное или какой-либо другой объект. Фигурка появится, если диктант был выполнен правильно и ребенок нигде не ошибся.

Что же такое графический диктант: развлечение или обучение?

Графические диктанты направлены на:

1. развитие мелкой моторики;

2. развитие произвольного внимания;

3. развитие координации движений;

4. развитие усидчивости;

5. развитие пространственного воображения;

6. расширение словарного запаса;

7. развитие орфографической зоркости.

Чтобы занятия принесли вашему ребёнку пользу и заинтересовали его:

• старайтесь проводить занятия с ребёнком в игровой форме;

• желательно, чтобы занятия носили систематический характер, так ребёнку будет легче закрепить полученные навыки;

• обязательно хвалите и подбадривайте ребёнка, отмечайте его старания и успехи;

• помните, что занятия должны длиться не более 15—20 минут в день;

• не торопите ребёнка во время выполнения задания;

• не переходите к более сложному заданию, если ребёнок не справился с простым.

Дети, как правило, очень любят рисовать по клеточкам, это увлекательно и полезно. Этот способ развития необходимых навыков - игровой на все сто процентов. Это несколько разнообразит ежедневные игры и занятия. Различные графические диктанты пользуются особой популярностью у детей в возрасте 5-10 лет. Кроме того, что графические диктанты полезны, они еще и очень увлекают детей. Также их можно сделать общим семейным занятием – меняться ролями с ребенком, устраивать соревнования. А можно расширить задание: раскрась рисунок, вспомни стихотворение, отгадай загадку об этом объекте и т. п.

Что понадобится для занятий.

Вам понадобится тетрадка в клеточку. Для детей дошкольного возраста хорошо, если клеточка будет покрупнее. Это позволяет снизить нагрузку на глаза. Не выбирайте тетради с очень белыми и очень гладкими листами. Это очень напрягает глаза. Кроме того, листы тетради отсвечивают и дают блики, которые вредны для глаз! Большие изображения на листе с крупной клеткой не поместятся, тогда нужно взять стандартную тетрадь. Также необходим простой карандаш и ластик, чтобы можно было стереть в случае ошибки.

Как проводить графические диктанты.

Задание по графическому диктанту выглядят так: на листе бумаги в клеточку ставится точка и от этой точки дается задание. Рисовать нужно по клеточкам. Например, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка влево. Должен получиться квадратик. Это самый простой пример графического диктанта. С каждым разом задание для ребенка должно усложняться. Перед написанием графического диктанта с ребенком стоит повторить, где находится лево, а где право, верх и низ. Конечно, многое зависит от возраста ребенка и его способностей.

Длительность занятий не должна превышать 10-15 минут для детей 5 лет, 15-20 минут для детей 5-6 лет, 20-25 минут для детей 6-7  лет. Но в случае, если ребёнок увлечен, не прерывайте его, пусть выполнит задание до конца.

Проследите за тем, как ребенок сидит, как держит карандаш, приучайте сразу все делать правильно. Если у малыша проблемы со счетом, помогайте отсчитать клеточки в тетради.

Варианты проведения диктанта:

1. Ребенку предлагают повторить в тетради рисунок, который изображен на образце.

2. Взрослый человек диктует определенную последовательность черточек, указывая количество клеточек и направление рисования. Ребенок все выполняет на слух, затем накладывает свое изображение на исходное и сравнивает результат с образцом.

3.  Взрослый начинает диктовать графический диктант и когда получается понятный рисунок, ребенок должен самостоятельно его продолжить.

Так что же такое графический диктант? Это обучение через развлечение, приятное и полезное времяпрепровождение с детьми и конечно незаменимый помощник в подготовке ребенка к школе.

Попробуйте выполнить графический диктант со своим ребенком:

Удачи Вам!



Уважаемые родители, предлагаем вам подборку загадок про животных направленные на речевое развитие ребенка:

Не прядет, не ткет, а людей одевает. Шубу дважды в год снимает. Кто под шубою гуляет? (Ответ — овечка.)

С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком. (Ответ — собака.)

Летом ходит без дороги, возле сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (Ответ — медведь).

Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается. (Ответ — кошка.)

Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам. Он в шубе серенькой зимой и в рыжей шубке летом. (Ответ — белка.)

Серый, да не волк, длинноухий, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (Ответ — ослик.)

Кто на свете ходит в каменной рубахе? В каменной рубахе ходят …? (Ответ — черепахи.)

Лежит замарашка в щетинистой рубашке. Хвост крендельком, нос пятачком. (Ответ — поросенок.)

Хоть верь, хоть не верь, пробегал по лесу зверь. Нес на лбу он неспроста два развесистых куста. (Ответ — олень.)

У них хобот есть и уши, ходят важные по суше. Они огромные и сильные, но серые…? (Ответ — слоны.)

Я устраиваюсь ловко, у меня с собой кладовка. Где кладовка? За щекой! Вот я хитренький какой! (Ответ — хомяк.)

Вот красавец так красавец! Длинноухий, а не заяц. Ведь родился в самый раз, он породистый у нас. (Ответ — кролик.)

На овчарку он похож. Что ни зуб, то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Ответ — волк.)

Рыжий молокозавод день жует и ночь жует, ведь траву не так легко переделать в молоко! (Ответ — корова.)

Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет. (Ответ — лиса.)

Материал подготовила Гаврилова Е.А.


Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность.  Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам,  поможет ему быть успешным в школе.

Для вас, заботливые родители, эта памятка, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребенка.

На этапе подготовки:

-        избегайте чрезмерных требований к ребенку;

-        предоставляйте право на ошибку;

-        не думайте за ребёнка;

-        не перегружайте ребёнка;

-        не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам (логопед, психолог, физиолог, дефектолог, педиатр);

-         устраивайте ребенку маленькие праздники.

Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей

1)Организуйте распорядок дня:

стабильный режим дня;

сбалансированное питание

полноценный сон;

прогулки на воздухе.

2)Формируйте у ребенка умения общаться:

обратите внимание на то умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.

3)Уделите особое внимание развитию произвольности:

учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

4)Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:

во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат);

выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках;

используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение.
        развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов4

составляйте рассказы по картинкам; следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки;

можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».

знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву;

научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету;

научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать)

научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.

Внимание! Ребенок 6-7 лет не может работать долго, 15-20 минут - временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 15-20 минут.

5) Тренируйте руку ребенка:

развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).

Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.

Копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.

Внимание! При выполнении графических задании важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.

Продолжительность работы - 3-5 минут, затем отдых, переключение и. если не надоело, еще 3-5 минут работы. Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее, линии должны быть четкими, ровными, уверенными.




Уважаемые родители!!!

Предлагаем вам дома поиграть с детьми в интересные развивающие игры на осеннюю тему, направленные на речевое развитие ребенка:

  • Игра «Один – много»
  • Игра «Есть-нет»
  • Игра «Самый внимательный?»

Цель: закрепить умение ребенка правильно образовывать существительные единственного и множественного числа.

В данной игре ведущую роль может занять как взрослый, так и сам ребенок. Ведущий называет название предмета, например, в единственном числе, задача другого игрока назвать существительное во множественном числе. Примеры: гриб – грибы, ягода -…, овощ - …, морковь-…, свекла -… фрукт-…… и т.д

Цель: закрепить умение ребенка образовывать существительные единственного числа родительного падежа.

Примеры: ягода – нет ягоды;; гриб-….. и т.д.

Цель: развивать слуховое внимание и память, уточнять и активизировать словарь по лексической теме.

Взрослый читает ребенку стихотворение, затем просит ребенка постараться вспомнить, названия каких грибов нем встречаются. Какие это грибы? Какие еще грибы он знает.

Сто грибов в лесу найдем,

Обойдем полянку.

В кузовок мы не возьмем.

Бледную поганку.

Мы обшарить все дубы,

Елки и осинки

И хорошие грибы

Соберем в корзинки.

Гладков Н. 


Материал подготовила Гаврилова Е.А.