Старшая группа №2

Консультация "Коляда, Коляда! Отворяй ворота..."

         Что же такое Коляда, и с чем ее едят?

Коляда (коледа) был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. Со временем  колядование стало тесно связано с прославлением  Христа.  На Рождество ходили с детьми, носили с собой «вертеп», показывая представления на евангельские сюжеты.   Поэтому совсем не удивительно, что в колядках так тесно переплетены  языческие мотивы с христианскими. И в наши дни наряженные взрослые и детвора ходят по дворам и при помощи недлинных песенок — колядок — желают хозяевам счастья и процветания в новом году.

Как колядовать с детьми в наше время      

Колядуют вечером, 6 января. А утром 7 января рождествуют, поют рождественские песни и всех поздравляют с Рождеством Христовым. Щедруют 13 января, а на следующее утро, на рассвете, посевают (засевают) зерном. Посевать (засевать) ходят к крестным, близким и родственникам. Но первым в этот день в дом должен зайти мужчина, так как считается, что девушки не приносят счастья.
Здорово, если у вас получится собрать компанию взрослых и детишек, живущих с вами в одном подъезде, доме или дворе, и колядовать веселой гурьбой. По давней традиции, чтобы колядовать, нужно как минимум 3 человека. 

Глава колядующих – звездарь. Это человек, который идет первым и несет звезду. На роль звездаря всегда выбирался человек, который имел громкий красивый голос и лучше других знал колядки. Звезда для колядований восьмиконечная. Ее запросто можно вырезать из плотного картона и украсить блестками или битыми елочными игрушками. Есть вариант  посложнее: звезда из проволоки, которую потом обматывают цветными ленточками.

Следующим по старшинству идет звонарь. Этот человек — тоже неотъемлемая часть колядующего «коллектива». Его обязанность – нести большой колокольчик и оповещать людей звоном о том, что идут колядующие. 
Третьим важным колядующим является мехоноша.  Ему приходилось носить все то, что хозяева домов набросают колядующим: конфеты, печенье, деньги и т.д. Именно набросают, так как колядующие не должны брать ничего из рук – все подарки хозяева должны класть прямо в мешок. Мешок  можно сделать из плотной яркой ткани и украсить. Украшения могут быть как вышитые, так и нарисованные. Это может быть солнце, звезды, месяц, так как в старину этот праздник символизировал переход от ночи ко дню и от зимы к лету.

Костюмы для колядок

Весь колядующий «коллектив» должен быть одет подобающим образом. Рядятся на Рождество в самые яркие одежды — пестрые юбки, бабушкины платки, ленты, бусы, серьги, перстни. Щеки можно разрисовать румянами, накрасить губы. Если после Нового года остались карнавальные маски, они тоже пойдут в дело. Маски могут быть разнообразными: звери, домовые, Баба-яга и вообще сказочные персонажи. Наденьте старую дубленку мехом наружу, украсьте себя небольшими рожками и разноцветными ленточками. Запаситесь конфетти и серпантином, чтобы создать праздничное настроение.

Ну и самое главное – выучите колядки и рождественские песни вместе с детками.


Колядки и рождественские песенки для детей
***
Динь-динь-динь, звенят звоночки!
К вам пришли сыны и дочки!
Вы колядников встречайте,
Нас улыбкой привечайте!
***
Коляда, Коляда!
А бывает Коляда
Накануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.
***
Коляда-коляда
Накануне Рождества
Хоть рубль, хоть пятак –
Не уйдем мы просто так!
***
Нынче Ангел к нам спустился
И пропел: «Христос родился!»
Мы пришли Христа прославить
И вас с праздником поздравить!
***
Вот и матушка – зима пришла,
Отворяй-ка ворота!
Пришли святки!
Пришли колядки!
Коляда, коляда! 
 После колядования не спешите возвращаться домой: устройте на улице снежную битву, скатайте снеговика (если погода позволит), придумайте какую-нибудь забаву. Главное, чтобы в развлечение были вовлечены все колядующие, и никто не остался скучать в сторонке. Все, что получится наколядовать, съешьте вместе с участниками колядок. Устройте чаепитие за общим столом. Специально для детей продолжите праздник дома. Придумайте несколько сценок с участием различных зверей и сказочных персонажей и разыграйте их вместе с детьми.

Мало кто знает, как весело и задорно можно праздновать колядки с детьми в наше время. Но в ваших силах положить начало славной традиции в вашем доме. Попробуйте отмечать колядки каждый год и вовлечь в этот старый славянский праздник друзей и соседей.

Материал подготовила Молчанова И.А


Уважаемые родители, в рамках тематической недели «Новогодние затеи», предлагаем вам проговорить с ребенком о том, какой праздник скоро наступит, рассказать о традициях вашей семьи празднования нового года. Рассмотрите с ребенком семейный фотоальбом, покажите фотографии, где вы маленькие на новогоднем празднике, расскажите о своих чувствах, впечатлениях. Украшайте новогоднюю елку, совместно с ребенком, поговорите о елочных игрушках, обратите внимание на их внешний вид и материал, из которого они сделаны, назовите их, сравните игрушки по величине и цвету. Сделайте с ребенком совместную новогоднее украшение на елку. Пусть это станет вашей новой семейной традицией, которая сделает крепче и дружнее вашу семью и создает волшебное новогоднее настроение.

Уважаемые родители, предлагаем вам проиграть с детьми в игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка:

  • «Назови детенышей»
  • «Чья, чье, чья?»
  • «Один – много»

Назовите дикое животное и попросите ребенка назвать его детеныша. Например,у зайчихи – зайчонок, зайчата; у лисы – лисенок, лисята и т.д…

Обсудите с детьми о частях тела животных и попросите ребенка назвать их у дикого животного. Например, у зайца заячий хвост, заячья лапа, заячье ухо, заячьи следы и т.д.

Назовите одно дикое животное и попросите ребенка назвать его во множественном числе.

Например, белка – много белок, медведь – много медведей, олень – много … и т.д.

Материал подготовила Молчанова И.А


Уважаемые родители, предлагаем вам с ребенком поиграть в увлекательную игру на внимание:

Он морж – она моржиха.

Он заяц она – зайчиха.

Он бык – она …..

Ну, конечно же, корова.

Поиграем снова.

Он бегемот – она бегемотиха.

Он кашелот – она кашелотиха.

Он баран – она …..

Ну, конечно же, овца.

Он тигр – она тигрица.

Он осел – она ослица.

Он козел – она……

Ну, конечно же, коза.

Он слон – она слониха,

Он лось – она лосиха.

Он кот – она …..

Ну, конечно это кошка!

Ну, ошиблись вы немножко.

Так сыграем еще раз, Обыграть хочу я вас.

Ёж он – она ежиха.

Бобр он – она бобриха.

Конь он – она ……

Ну, конечно же, лошадь.

Все у нас пока что гладко.

Он воробей – она воробьиха.

Он комар – она комариха.

Он гусь – она ……

Не гусиха, а гусыня

Знайте это все отныне!


Уважаемые родители, предлагаем вам поиграть с ребенком в дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста:

1.Игра: «Математическая путаница»
Цель:
 Закрепить знания цифр. Развивать наблюдательность, внимание.
Задачи: Учить узнавать и называть числа в пределах первого десятка. Развивать внимание, память, речь.
Ход игры: В игре «Путаница» цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.


2. Игра: «Какой цифры не стало?»
Цель: Развитие зрительного восприятия, произвольности внимания, памяти.
Задачи: Развивать внимание, память.
Ход игры: В игре «Какой цифры не стало?» также убираются одна-две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра пять сейчас стоит между цифрами 7 и 8 (или она исчезла). Это неверно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.

3.Игра: «Считай не ошибись»
Цель: Закреплять знания порядка следования чисел натурального ряда.
Задачи: Упражнять в прямом и обратном счете.
Ход игры: В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорю, в каком порядке (прямом или обратном) буду считать. Затем бросаю мяч и называю число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.
Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.

4. Игра: «Убери число»
Цель: Развивать внимание, быстроту реакции и мышления, ловкость движений; совершенствовать навыки счета, закрепить обратный счет - от 10, последовательность построения числового ряда – до 10.
Ход игры: Выложить в ряд фишки с цифрами, соответствующие цифрам от 1 до 10. Ребенок переворачивает фишки, которые нужно убрать. Я – число 3. Убери, пожалуйста, моих соседей. Я – число 5. Убери число, которое больше меня на 2.Я – число 10. Убери 2 числа передо мной. Я – число 6. Убери число, которое меньше меня на 1.Я – число 1. Убери число, которое больше меня на 2. 

Материал подготовила Молчанова И.А


Уважаемые родители, предлагаем вам повторить с ребенком о том, какие животные живут в наших лесах; проговорить их внешние признаки, повадки, детенышей, чем питаются, как добывают себе пищу; как называется их жилище.

Проиграйте с ребенком в речевую игру «Один – много». Целью которой является: образование родительного падежа множественного числа имени существительного.

Ход игры: один медвежонок – много медвежат; одна медведица … и т.д..

Материал подготовила


Уважаемые родители, в рамках тематической недели «Край родной - навек любимый!», предлагаем вам с ребенком во время прогулки по городу обратить внимание на различные строения дома (одноэтажные, многоэтажные, блочные, деревянные), а так же на памятники архитектуры. Объяснить ребенку понятие «улица», «микрорайон», рассказать, что каждая улица и микрорайон имеет свое название, а каждый дом свой номер. Выучить с ребенком свой домашний адрес.

Проиграйте с ребенком в речевую игру «Один – много». Целью которой является: образование родительного падежа множественного числа имени существительного.

Ход игры: один дом – много домов; одна улица (город)… и т.д..

Материал подготовила Молчанова И.А.


Шалыгина Н.Г, учитель-логопед

Консультация для родителей на тему:

«Упражнения для развития моторики артикуляционного аппарата».

Упражнения для развития артикуляции.

Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти, тех, что формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка и челюсти, стимулируют работу базального ганглия лимбической системы, включая специализированную область – черную субстанцию, которая соединяет базальный ганглий с лобной долей мозга, контролирующий мышление, речь и поведение.

В процессе таких игр у ребенка постепенно вырабатывается четкая координация движений артикуляционного аппарата. Движения языка и губ становятся более точными. Д. Кимура в своих исследованиях убедительно показала: существует тесная связь речи с моторной деятельностью рук и артикуляционного аппарата.

Упражнения для развития мышц языка.

«Лошадки». Цоканье (щелканье) языком.

«Желобок». Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

«Киска сердится». Выгнуть язык вверх, кончик его прижимать к нижним зубам.

«Орешки за щечками». Двигать языком вправо-влево, вверх-вниз; выгибать и свертывать его в трубочку, прокатывать им «Орешки» за щечками.

«Вкусное варенье». Облизывать языком верхнюю губу, оставляя неподвижными губы и нижнюю челюсть.

«Почистим зубы» Двигать языком по внутренней стороне верхних зубов, имитируя их чистку. Рот должен быть открыт, нижняя челюсть и губы (в улыбке) неподвижны. То же самое движение языком за нижними зубами.

«Болтушка». Двигать языком вперед-назад.

«Часики». Двигать языком вправо-влево.

«Иголочка». Язык узкий, напряженный. Рот открыт.

«Грибок». Раскрыть рот, присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть (15 раз).

«Качели». Высунув узкий язык, тянуться попеременно то к носу, то к подбородку, рот не закрывать. Упражнение проводится под счет.

«Змейка». Рот широко открыть, язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык медленно выдвигать вперед как можно дальше и так же медленно убирать в глубь рта.

«Маляр». Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу меняя направления.

«Катушка». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта.

«Силач». Напряженным кончиком языка прижать к верней губе ватную палочку. Сохранять эту позицию не менее 5 секунд и при последующих попытках тянуться языком ближе к носу.

Упражнения для развития мышц губ.

«Слоники». Вытянуть губы вперед, имитируя сначала всасывание воды хоботом при вдохе, затем разбрызгивание воды при выдохе хоботом (воздух выпускается через сжатые губы).

«Кролик». Сомкнуть зубы, верхнюю губу приподнять и обнажить верхние резцы.

«Расческа». «Причесывать» верхними зубами нижнюю губу и наоборот.

«Улыбка». Улыбнуться без напряжения, так чтобы были видны передние верхние нижние зубы. Удерживать на счет от 1 до 5.

«Трубочка». Сомкнуть губы вытянуть вперед трубочкой, удерживать на счет от 1 до 5 или до 10.

Упражнения для развития мышц челюсти.

«Челюсть». Делать движения нижней челюстью вправо-влево; широко раскрыть рот на несколько секунд; производить жевательные движения с сомкнутыми губами и легкое постукивание зубами при разомкнутых губах.

«Заборчик». Верхняя челюсть располагается точно над нижней, губы в улыбке.

Мимические движения.

1. Надувать щеки. 2. Вытягивать губы. 3. Хмуро сдвигать брови.

4. Изображать улыбку.

«Спать хочется». Зевать, постепенно закрывая глаза, приподнимая брови, медленно опуская голову на грудь и расслабляя тело.

«Трубочка». Сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой, удерживать на счет от1 до 5.

«Разговор с рыбами». Встать, согнуть колени. Ладони завести за уши, большими пальцами коснуться нижней челюсти. Массировать пальцами голову. Глаза широко открыты, голова поднята. Потянуть шею, сморщить рот, имитируя рыбу. Посмотреть вокруг и сымитировать разговор с другими рыбами (как будто находишься в воде).

Дыхательное упражнение. Глубоко вдохнуть, пауза. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф; пауза, вдох, пауза. На выдохе: р-р-р, пауза, вдох, пауза. На выдохе: з-з-з-з,пауза, вдох, пауза. на выдохе: ж-ж-ж-ж, пауза, вдох, пауза. На выдохе: мо-мэ-му.



Уважаемые родители! Просим вас повторить с детьми стихотворение:

Осенний листок

За окошком лист осенний пожелтел,

Оторвался, закружился, полетел.

Желтый листик подружился с ветерком,

Все кружатся и играют под окном.

А когда веселый ветер улетал,

Желтый листик на асфальте заскучал.

Я пошла во двор и листик подняла,

Принесла домой и маме отдала.

Оставлять его на улице нельзя,

Пусть живет всю зиму у меня.

О. Чусовитина

Материал подготовила Гаврилова Е.А.